О ХРИСТИАНСКОМ ПЕНИИ |
Назад | На главную |
В России также наряду с церковно-литургическим и монастырским пением существовала традиция домашнего пения. До сих пор в старообрядческих толках поют так называемые духовные стихи — песни в народном стиле на сюжеты библейских историй, житий святых и подвижников, поучительных притч. Еще в XIX веке в русских деревнях сохранялся такой обычай, когда на посиделках, во время Великого поста, девушки пели песни духовного содержания.
Сегодняшняя Россия не помнит многих своих обычаев и традиций, но потребность ее в христианской песне велика. Современное христианское пробуждение во всем мире самым тесным образом связано с песней. Можно сказать без преувеличения, что в песне действие Святого Духа проявляется наиболее ощутимо. Везде, где сегодня возникают очаги духовного возрождения, рождаются и мощные песенные движения. Песня — это та сила, которая разрушает барьеры между людьми, конфессиями, различными культурами. В то же время в песне может ярко проявиться дарование каждого, его индивидуальность, характер его служения. Например, какими яркими и непохожими являются песенные традиции общин Beatitude и Emmanuel, монастыря Taize, хотя все они соседствуют в одной Франции. Прекрасные песни рождаются в христианских движениях и общинах Италии, Германии, Польши, Финляндии и других стран. И вместе с тем, весь христианский мир, в особенности молодое поколение, легко обменивается плодами своего творчества, поет одни и те же песни, узнавая через них друг друга. И во всем этом дышит один Дух и является миру Любовь Господа нашего Иисуса Христа. Россия познакомилась с новой волной христианской песни недавно, всего несколько лет назад. В нашу страну из-за «железного занавеса» лишь изредка долетали звуки тех прекрасных мелодий, которые властью Святого Духа охватили в последнее время всю Европу и Америку. Но потребность в новой песне Россия ощущала давно. Она ее призывала, как призывает дождь жаждущая во дни засухи земля. Даже вполне секулярное движение авторской и самодеятельной песни было своего рода поиском духовного прорыва и, через песню, духовного противостояния неправде мира сего: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Еще не зная Бога, люди почувствовали необходимость петь вместе, интуитивно ощущая в этом огромный духовный потенциал. Но душе недостаточно просто петь. В самой сокровенной глубине душа жаждет петь Богу — Творцу и Спасителю. И когда однажды открываются ей спасительные источники Воды Живой, когда «от избытка сердца глаголют уста», тогда рождается Новая Песнь. На наших глазах сегодня происходит удивительное событие — рождение нового духовного движения в России, движения, связанного с христианской песней. Истоки его следует искать еще во времена, когда петь можно было лишь о любви к родине и партии, в крайнем случае — к своей любимой. Дух Святой коснулся тогда нескольких сердец, живших на окраинах империи: Ашота Ашикяна (Ереван) и Георга Гселя (Душанбе), а также в самом ее центре, в Москве — Олега Степурко и Льва Матвеева, и они, совершенно независимо друг от друга, запели об одном — о любви к Богу. Эти песни воспринималисьтогда как чудо, их передавали из уст в уста, переписывали с кассеты на кассету, и мы верим, что их будет петь не одно поколение христиан России. Сегодня христианские песни пишут многие, среди них: иеромонах Роман, Владимир Шишкарев, Лев России, Владимир Ерохин и другие. Теперь можно с уверенностью сказать, что христианское песенное движение в стране набирает силу. Россия переживает сейчас один из труднейших периодов своей истории, когда многое в ней создается заново. Для Церкви это особенно актуально: «Се творю все новое!» (Откр 21.5). И здесь роль христианской песни становится пророческой. Еще в Ветхом Завете описан случай, когда на пророка Елисея во время игры гуслиста сошел Дух Святой, и «рука Господня коснулась его», и он увидел будущее Израиля (4Цар 3.15). Христианская песня в России пролагает также новые пути для Церкви. Песня рождает ту атмосферу, в которой Дух Святой созидает Церковь, общину, Царство Божие, которое среди нас и внутри нас, созидает нового человека. Пение — сверхприродное явление, сродни полету. Человек не создан ни поющим, ни летающим, как птица. Но он всегда мечтает о полете и иногда поет. Человеческой природе более свойственна речь, но в минуты, превосходящие обыденность — в великой радости или глубокой скорби — человека вдруг что-то (а вернее — Кто-то) побуждает петь. Песня рождается в неизреченных глубинах духа, как порыв, как прорыв в иное бытие. Таким образом, тайна пения обнаруживается в Духе Святом, а источник Новой Песни — в живой, личной связи с Живым Богом. В Откровении Иоанна мы читаем: «и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр 14.3). Отсюда не следует, однако, что христианская песня элитарна и недоступна простому человеку. Но петь по-новому может только человек, обновленный в Духе Святом, Новое пение — пение глубинное, не задерживающееся на поверхности эмоционального переживания. В этом пении задействованы все уровни человеческого существа, оно подобно «умной молитве», при которой ум погружен в сердце. Святитель Василий Великий советует петь так: «пусть язык поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопений». Традиция такого глубинного молитвенного пения всегда была известна в Церкви и никогда не прерывалась. Вот свидетельство величайшего богослова и святого Западной Церкви Фомы Аквинского: «если кто поет из благочестия, он более прилежно, чем при чтении, размышляет над словами, и происходит это потому, что он дольше задерживается на одних и тех же словах». Об этом же говорит великий русский подвижник и молитвенник Серафим Саровский: «требуется подвиг и великая бдитель-ность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами». А вот как описывает свой опыт нового пения наша современница Тереза Собешкода из Люблинскойобщины«Еффата»:«Богнеустанно дарует Новую Песньсвоим возлюбленным, чтобы через нее они могли выражатьсебя. Песня может стать местом встречи с Богом, на которую каждый приходит сам, в своем сердце. Вникая в содержание, отождествляя себя с ним, мы в своем пении отдаемся в руки Божий, а Он привлекает нас к Себе силой Святого Духа... нужно также позволить Ему вести нас за Собой. Молиться и петь, никогда не теряя сознания собственного сердца. Там, где мы отдаем наше пение в руки Святого Духа, никогда не будет однообразия и схематичности. Слова и фразы будут высказаны с выражением, соответствующим содержанию, с разной динамикой — как дуновение ветра, так, как веет Дух. Он побуждает нас к нежному, чуткому пению (рисует в сердце каждое слово), но может заставить нас петь изо всех сил. Он знает, когда и для чего, через какое пение нас вести. Слушая Его и следуя движениям Духа, мы одновременно позволяем Ему воспеть Его песнь в наших сердцах. И тогда Дух Святой может творить в нас Свою песнь». Христианская песня предполагает дать человеку не столько отдохновение или эстетическое наслаждение, сколько духовный импульс, заряд для внутреннего обновления, для служения, для «созидания самого себя в любви» (Еф 4.16). Песня-молитва, благодарение, славословие, медитативное пение — это различные грани христианского пения, рождающегося в Духе. Петь Богу — и значит жить. Пробужденная душа не может не воспеть Отца и Сына в Духе Святом. Пение — показатель духовного здоровья и верующего, и Церкви в целом. «Пойте Господу песнь новую!» (Пс 32.3) — восклицает Давид. И этими словами определяется основное содержание и смысл христианского пения, всей христианской жизни на все времена. И. Языкова Ю. Пастернак |