О ХРИСТИАНСКОМ ПЕНИИ
Дальше На главную
Христианское пение — явление необыкновенное. Христиане пели всегда, ибо пение желанно для души, познающей Бога. Такое пение несет в себе радость Благой Вести, ликование Пасхального утра, гимн величию Творца и милости Спасителя. Христианское пение — это образ будущего преображенного состояния души и мира, Небесного Иерусалима, где у престола Божия трепещут ангелы и силы небесные, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», где сонмы искупленных поют новую песнь Богу и Агнцу (Откр 7.9-12; 14.1-5; 19.1-6).
Христианская песня — это Новая Песня. Блаженный Августин пишет об этом так: «Новый человек новотворит новую песнь. Песня — дело радости и , если вдуматься, дело любви. Итак, тот, кто может по-новому возлюбить новую жизнь, может и по-новому воспеть Новую Песнь... ибо и новый человек, и новая жизнь, и Новый Завет — все принадлежит одному Царству».
Христианское пение глубоко укоренено в древней ветхозаветной традиции. Библия изобилует примерами песнопений, можно сказать, что Библия — это одна непрерывная песнь о Боге, о Его любви к человеку, песнь об избранном народе и о каждой отдельной душе, над которой склоняется Бог, как над Своей возлюбленной, ради которой Он отдал Свою жизнь. Не случайно особое место в Библии занимает Песнь Песней — вдохновенная поэма о любви Соломона и Суламифи, ставшая на все времена прообразом любви Небесного Жениха и Невесты-Церкви, взаимоотношений Бога и человека.
Возлюбленный Богом Израиль пел в самых разных обстоятельствах: в радости и скорби, в пустыне, совершая великий Исход в землю Обетованную, служа Богу или идя на войну, пел в горьком плену, вдали от родины, на реках Вавилонских. Евреи пели Единому Бегу, и слава Господня сходила на народ Израиля. В Ветхом Завете мы находим потрясающие описания такого пения. «И левиты, певцы — все они... одетые в виссон, с кимвалами и псалтирями, и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами. И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа: и когда загремел звук труб и кимвалов, и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом Господень наполнило облако. И не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2Пар 5.12-14).
А вот другой эпизод. Однажды, во время царствования Иосафата, народ Израиля готовился кпредстоящей битве с врагами. Певцы, «выступая вперед вооруженных, славословили и говорили:славьте Господа, ибо вовек милость Его! И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие» между воинствами противника, и те истребили друг друга. И возвратились израильтяне в Иерусалим «с псалтирями и цитрами, и трубами к дому Господню», прославляя и воспевая Бога (2Пар 20.21-24, 28).
Вершиной ветхозаветной песенной традиции был царь Давид, которого Библия называет «сладким певцом Израиля» (2Цар 23.1). Он отделил из народа двести восемьдесят восемь певцов и музыкантов, чтобы они «провещевали на цитрах, псалтирях и кимвалах» (1Цар 25.1) и «громко возвещали глас радования» (1Цар 15.16). В царствование сына его, Соломона, в богослужении при Храме участвуют уже четыре тысячи «прославляющих Господа на музыкальных орудиях» (1Цар 23.5). Псалмы Давида стали образцом религиозной поэзии, звуки его арфы усмиряли гнев Саула, одержимого злым духом, его пение завоевало сердце Ионафана. Глубины его покаянных псалмов неисследимы, а высота его славословий Богу головокружительна. «Готово сердце мое, Боже! готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами, буду воспевать Тебя среди племен» (Пс 56.8 -11). Так Давид выражал свою готовность служить Богу, всегда ходить пред лицом Его. Потому и Господь сказал о нем: «нашел Я мужа по сердцу Моему» (Деян 13.22)
Христианская песня, продолжая ветхозаветную традицию, становится провозвестницей нового бытия. Христианская песня — это прежде всего школа постижения Слова Божия, потому что в основном песни рождаются из молитвы или пишутся на тексты Священного Писания. В таком пении душа, исполненная благодати Святого Духа, преображается в новый образ (2Кор 3.18). О духовной пользе песнопений неоднократно писал апостол Павел: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол 3.16).
Собираясь на своих агапах — вечерях любви, первые христиане всегда пели. Об этом свидетельствует римский писатель Плиний Младший, оставивший одно из первых исторических упоминаний о христианах. В письме к императору Траяну он пишет: «они в установленный день собирались до рассвета, воспевая, чередуясь, Христа, как Бога (carmen Cristo quasi Deo)». Тертуллиан также сообщает, что в Африке во время вечерних собраний верующие поют либо гимны из Священного Писания, либо песни собственного сочинения. Историк Церкви Евсевий Памфил, излагая книгу Филона Александрийского «О жизни созерцательной, или о молитвен-никах», рисует жизнь так называемых «терапевтов», явившихся прямыми предшественниками египетских отшельников Антония Великого и Пахомия. Филон пишет о том, что они сочиняют новые псалмы: «Они не только заняты созерцанием, но и сочиняют песни и гимны, славя Бога;пользуются они разными размерами и мелодиями, но, конечно, торжественными». И далее сообщает Филон о всенощных бдениях перед великим праздником, о подвигах с этим сопряженных, привычных для нас гимнах, когда «один запевает в благозвучном ритме, остальные слушают и подхватывают только последние слова гимна». Пение первых христиан было поистине светлым и радостным свидетельством среди мрачного умирающего языческого мира.



Hosted by uCoz