Белый Ангел
Назад Детям На главную
А вот ещё одно свидетельство необычайной духовной восприимчивости детей, их особой близости к Богу. Один человек увидел на улице ребёнка, играющего с мячом, и спросил у него:
— Что ты делаешь?
— Я играю в мяч с Богом!
— Как же ты можешь это делать? — рассмеялся человек.
— Я подбрасываю мяч вверх, а Он мне его возвращает, — ответил мальчик.
Ребёнок, знающий Бога, способен изменять сердца взрослых. Однажды Альберт Эйнштейн был в гостях у своего приятеля, отца шестилетнего вундеркинда-скрипача. Они говорили о Боге, и Эйнштейн настойчиво при-водил аргументы в пользу атеизма. Малыш слушал этот разговор. Вдруг он сказал: «Господин профессор, я докажу вам, что Бог существует». Заба-вы ради Эйнштейн спросил: «И каковы же твои доказательства?». Тогда малыш взял скрипку и начал играть. Эйнштейн был потрясён мастерством и зрелостью юного виртуоза. По окончании игры отец мальчика сказал:
«Если Бога нет, как мог бы шестилетний ребёнок стать исполнителем, достойным лучших концертных залов?». Малыша звали Иегуди Менухин. А Эйнштейн с этих пор никогда больше не заявлял, что не верит в Бога.
Издавая этот песенник, мы надеемся, что и у нас, в России, Бог устроит Себе хвалу из уст младенцев, верим, что звонкие детские голоса вознесут Господу хвалу, «ибо Он благ и вовек милость Его» (2 Пар 5:13).
Пение Богу... Так что же это такое? Молитва? Да, и молитва сильная, ведь справедливо замечено кем-то из святых: «Кто поёт, тот молится дважды. Пение Богу создаёт пространство, в котором происходит встреча человека и его Создателя — и человек обретает, наконец, долгожданный мир в сердце и совершенную радость (Ин 15:11).
Послушаем, что говорят нам об этом великие святые. «Пойте, дети. Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви» — призывает великий святой XX века преподобный Силуан Афонский. А вот вдохновенный Августин, живший в IV веке: «О братья! О дети! О семя вселенское! О поросль священная и небесная, о вы, взращённые во Иисусе Христе и в небеси рождённые, внимите моему призыву: Пропойте новую песнь Господу! Хоти-те ли познать Славу Его? Слава Его в сонме святых. Тот, кого воспевают, славен в поющем. Хотите ли вознести хвалу Господу? Так сами будьте ею!».
Дети, славословящие Бога — становятся славой и хвалой Господ-ней!
Многие святые, оставили нам свидетельства о том, что пение Богу есть таинственное пред Ним предстояние, особое блаженство, благодатное при-звание. Впрочем, это доступно каждому, кто устремится к Богу, «как лань желает к потокам воды» (Пс 41:2). Св. Василий Великий (IV век) так пишет о пении Богу: «Дух Святой увидел, сколь тягостен роду человеческому путь добродетели, и как тянемся мы к наслаждению, забывая о праведной жиз-ни. И как он поступает тут? К догматам он примешивает сладость мело-дии, чтобы мы незаметно для самих себя получали пользу от слов, мед-ленно и нежно ласкающих слух, подобно тому, как умные врачи, когда больные отворачиваются от очень кислых лекарств, подают им их в чаше, обмазанной мёдом. Поэтому и придуманы для нас эти лады псалмов, что-бы и дети, и люди, юные духом, увлекшись пением, воспитывали свою душу».
Дети, славословящие Бога — воспитывают свою душу.
Свидетельства духоносных святых о необходимости такого пения мож-но приводить ещё очень долго. Но что думают об этом педагоги, воспитате-ли, те, кому доподлинно, из опыта известно, что служит духовной пользе наставляемых? Давайте вчитаемся в эти бесценные строки.
Вот что пишет Ян Амос Каменский — чешский педагог, мыслитель, писатель, живший в XVII веке — в своей книге «Материнская школа»: «На пятом году (если это ещё не начато на четвёртом) уже время приучать детей к священным песням и напевам, чтобы их голос начинал славить Бога, их Творца». И далее: «Родители и няньки могут петь духовные песни детям по вечерам, после окончания трудов, или после обеда, и их легко научить запоминать многое, в особенности же песни, благодаря рифме и мелодии. И чем больше запомнят они таких песен, тем больше они будут им нравится, и, таким образом, имя Божие будет славиться из уст младенцев. И насколько блажен тот дом, где звучит такая, подобная Давидовой, музыка!».
Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России, пишет так: «Для нас нехристианская педагогика — вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столп в пустыне — впереди человека и народов». Далее К.Д.Ушинский афористически заключает: «Школа учит человека сравнительно недолго, церковь поддерживает, настраивает его от колыбели до могилы».
О самом важном, самом главном в жизни человека любого возраста, а тем паче для ребёнка — о необходимости встречи с Богом, встречи личности с Личностью, встречи, которой Господь жаждет больше, чем мы (Откр 3:20), ведь Он возлюбил нас прежде (1 Ин 4:10) — о необходимости такой встречи пишет уже упомянутая нами С.С.Куломзина: «Первое, основное, весьма насущное и нелёгкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, — пробудить в ребёнке ощущение реальности Бога. Другими словами, важно помочь ребёнку узнать Бога, а не только узнать о Боге».
Как и люди во времена Потопа, мы нуждаемся в спасении. Церковь Хри-стова вчера, сегодня и завтра есть Ковчег, ведомый Духом Божиим. Духом, который подобно библейскому голубю с масличным листом в клюве, приносит мир Христов и утешение в наши сердца, научая нас и напоминая нам о сказанном Сыном Человеческим однажды, но на все времена (Ин 14:26).
Апостол Пётр, этот живой камень, положенный Иисусом Христом в основание Церкви, так пишет в своём Первом Послании о Слове Божием:
«...как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет 2:2).
Дети, возлюбившие Слово Болсие, возрастают во спасение.
В Тематическом указателе, который находится в конце нашего песенника, вы найдёте перечень песен на Слова из Священного Писания. Эти песни особенные, они так же отличаются от остальных, как,материнское молоко не сравнимо с иными напитками: соками, нектарами, газированной водой... Вкусно, но не питательно, не то что молоко... Нельзя не вспом-нить здесь потрясающий отрывок из Второисайи, где говорится о силе и могуществе Божьего Слова: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55:10-11). Для уверовавшего в истинность этих слов нет на земле ничего невозможного, ибо Богу возможно всё (Мф 19:26), и наши человеческие надежды и мечты о детях наших, хранящих пути Премудро-сти (Пр 8:32), обретают крылья.

Юрий Пастернак



Hosted by uCoz